Турбокомпрессор, или “турбина”, как его часто называют в просторечии, — это интеллектуальная система, предназначенная для увеличения мощности двигателя. Все большее число производителей оснащают автомобили турбокомпрессорами для увеличения мощности при минимизации вредных выхлопов.
Для того чтобы двигатель автомобиля производил энергию, он соединяет топливо и воздух. Задача турбокомпрессора — добавить больше воздуха в смесь, используя выхлопные газы для вращения воздушного насоса (компрессора). Затем компрессор подает этот дополнительный воздух в цилиндры двигателя, позволяя им сжигать больше топлива в секунду и вырабатывать большую мощность по сравнению с двигателем с нормальным всасыванием.
Автомобильные турбины (турбокомпрессоры) работают на невероятно высоких скоростях (до 250 000 об/мин), что означает, что они работают при огромных давлениях и температурах. По этой причине, хотя и не так часто, они все же выходят из строя в какой-то момент.
Как уже упоминалось, основная функция турбокомпрессора заключается в увеличении мощности двигателя. Плохое ускорение означает снижение мощности, и одним из главных виновников снижения мощности обычно является турбина.
Другими словами, если у вас замедляется реакция автомобиля при нажатии на педаль газа, стоит обратиться к механику и проверить состояние турбины.
Другая основная функция турбины — обеспечение меньшего расхода топлива. В связи с этим, если вы заметили, что вам приходится заезжать на заправку чаще, чем раньше, вполне возможно, что у вас неисправен турбокомпрессор, и сырое топливо из него вытекает прямо в выхлопную трубу, не сгорая.
Автомобильные турбокомпрессоры предназначены для резкого снижения количества выхлопных газов, выбрасываемых из выхлопной трубы. Чрезмерное количество дыма, выходящего из выхлопной трубы, является симптомом неисправного турбокомпрессора.
В частности, это признак того, что где-то на его корпусе есть трещина, из-за которой масло просачивается в выхлопную систему, что резко увеличивает количество выбрасываемого дыма. Другими словами, автомобиль сжигает масло.
Утечка масла в камере сгорания в результате трещины в корпусе турбины может привести к появлению синего дыма. Черный дым, с другой стороны, может быть следствием засорения воздушного фильтра, засорения воздушной магистрали к турбокомпрессору и дефекта топливных форсунок.
Независимо от причины, если вы заметили изменение цвета выхлопа, вам следует посетить сервисную мастерскую для проверки состояния турбины.
Помимо увеличения мощности двигателя, турбина делает его работу тише, так как заглушает звук всасываемого воздуха. Поэтому если вы начинаете слышать громкий свистящий звук, исходящий из двигателя, это, скорее всего, означает, что ваш турбокомпрессор вот-вот “умрет”.
Чем громче звук, тем больше проблема, и обычно причин может быть довольно много — от порванных шлангов, отказа компрессорного колеса до неправильных настроек ЭБУ и многого другого.
Турбокомпрессоры достаточно долговечны и надежны. На самом деле, менее 1% турбокомпрессоров, находящихся на гарантии, имеют признаки дефектов. Однако, как и любая другая вещь, эти компоненты могут в тот или иной момент дать сбой и “умереть”.
Ниже приведены наиболее распространенные причины отказа турбины в автомобилях внутреннего сгорания.
Турбина нуждается в постоянном притоке чистого, качественного масла. Отсутствие достаточного количества масла, использование масла неправильной марки или загрязненного масла приводит к образованию углеродистых отложений и нагара, что, в свою очередь, вызывает повреждение внутренних деталей турбокомпрессора и снижает его эффективность.
Турбокомпрессор, по сути, состоит из двух основных компонентов: компрессора и турбины. Иногда посторонние предметы, такие как частицы пыли, камешки, грязь и мелкие листья могут попасть внутрь турбокомпрессора при всасывании воздуха. Если это происходит, эффективность работы системы снижается, так как посторонние предметы начинают повреждать колеса или лопасти системы.
Эту проблему можно предотвратить, если обслуживать и заменять воздушный фильтр в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. При замене фильтра турбо также полезно проверить его на наличие посторонних предметов внутри.
Поврежденные прокладки между двигателем и компрессором позволяют маслу просачиваться в выхлопную систему, а это означает, что турбокомпрессору приходится работать еще интенсивнее, чтобы увеличить давление воздуха.
Хотя, как уже упоминалось, турбокомпрессоры рассчитаны на весь срок службы автомобиля, не исключено, что со временем они изнашиваются. Износ любого из его компонентов может быть вызван манерой вождения, некачественной установкой и рядом других причин.
Если вы любите высокие скорости и часто достигаете максимального уровня производительности двигателя, это заставляет турбину работать интенсивнее. Поэтому со временем на корпусе турбины могут появиться трещины, отсюда возникают утечки, и в конечном итоге турбина изнашивается и выходит из строя.
Поскольку турбокомпрессор постоянно находится под давлением, существует множество вещей, которые могут повлиять на его работу. Повышенная температура отработавших газов (EGT) может привести к перегреву, попадание влаги — к коррозии.
Также могут быть симптомы засорения форсунок, засорения DPF, проблемы с клапаном управления давлением турбонагнетателя.
Если дело дошло до этого, то есть два варианта — купить новую турбину или поискать восстановленную. Первый вариант предпочтительнее, так как вы будете уверены, что устанавливаете совершенно новую систему, которая не доставит вам проблем, по крайней мере, в течение нескольких лет. Но поскольку турбокомпрессоры стоят столько, что не каждому по карману, второй вариант тоже не стоит недооценивать.
Именно поэтому рекомендуется регулярно следить за работой турбокомпрессора, а при обнаружении признаков “перегорания” обратиться к квалифицированному механику, который сможет точно определить проблему и своевременно ее устранить.