Твердые частицы дизельного топлива представляют собой смесь сажи, растворенной органической фракции и несгоревших углеводородов. Наибольший выброс сажи происходит при запуске двигателя и работе при низких температурах. Каждое более сильное открытие дроссельной заслонки также увеличивает выброс сажи, особенно на низких оборотах, когда в двигатель подается большая доза топлива.
Фильтры твердых частиц выполняют две основные функции. Во-первых, они должны препятствовать вылету твердых частиц из двигателя, а во-вторых, сжигать их внутри фильтра. Благодаря сгоранию частиц срок службы фильтра возрастает.
Дизельный сажевый фильтр устанавливается только в дизельные двигатели. В зависимости от марки автомобиля для обозначения сажевых фильтров используются два термина: DPF (дизельный сажевый фильтр) или FAP (сажевый фильтр). Их устанавливают в легковые автомобили для устранения черного дыма, характерного для дизельных машин. Фильтр — один из элементов выхлопной системы, чаще всего расположенный за каталитическим нейтрализатором.
При кратком описании конструкции сажевого фильтра в первую очередь следует упомянуть его корпус. Он похож на банку, которая сделана из высококачественной нержавеющей стали, устойчивой к суровым условиям работы. Внутри находится керамический корпус фильтра. В этом корпусе имеются уплотненные каналы небольшого диаметра, расположенные параллельно друг другу.
Каждый из них имеет один закрытый конец, попеременно со стороны входа и выхода. Благодаря использованию такой процедуры создается сетка, через пористые стенки которой должны проникать выхлопные газы, чтобы они могли выходить наружу. Выхлопной газ, проталкиваясь сквозь стенки входных каналов и попадая в выходные каналы, оставляет на стенках частицы сажи. Стенки выполнены из карбида кремния, покрытого оксидом цинка и оксидом церия, а иногда и частицами платины.
Кроме фильтра, есть еще и аппарат для управления им. Чтобы правильно управлять процессом сжигания сажи, перед фильтром и после него устанавливаются датчики температуры и широкополосный лямбда-зонд, который информирует о качестве выхлопных газов, поступающих из сажевого фильтра. Также после фильтра для индикации наполненности сажей установлен датчик давления.
Обратите внимание, что сажевый фильтр необходимо время от времени регенерировать. Частицы сажи, скапливающиеся в фильтре, постепенно забивают его, что снижает эффективность. В некоторых автомобилях используются одноразовые фильтры, которые меняют после заполнения.
Фильтры твердых частиц, которые можно регенерировать, можно разделить на два типа: влажные и сухие. Для сухого фильтра применяется активная и пассивная регенерация. Пассивная регенерация происходит при температуре выхлопных газов 350-500 °C. Активная регенерация проводится при температуре около 600 °C. Бортовой компьютер сообщает о необходимости регенерации.
Влажные фильтры регенерируются путем добавления в топливо специальной жидкости. Она снижает температуру горения сажи, что позволяет регенерировать фильтр.