Проблема авто с еврономерами существует давно. В начале 2018 года на территории страны насчитывалось около 246 тысяч автомобилей с иностранной регистрацией, срок которой вышел, и цифра продолжает расти.
Естественно, вопрос о снижении стоимости таможенных процедур для автомобилей с иностранной регистрацией поднимался не раз. С новой силой он вспыхнул после принятия Верховной радой законопроектов № 8487 и № 8488, устанавливающих новые правила по урегулированию данного вопроса. Вследствие этого была объявлена всеукраинская акция протеста 21 ноября, дороги международного значения были перекрыты автомобилистами в 16 областях.
Принятие изменений в законопроектах привело к протестам и блокировке 11 пунктов пропуска на западной границе Украине: с Польшей, Венгрией, Словакией. Акции по перекрытию дорог также сопровождались в нескольких областях страны.
Основные требования активистов:
Протестующие не согласны с положением закона об импорте и акцизах при ввозе, требуют отменить норму, касающуюся возраста автомобиля: чем старше авто, тем выше таможенная ставка.
По информации ДФС государственный бюджет ежедневно терял прибыль в размере 45 млн гривен в пунктах пропуска на западной границе.
Согласно законопроектам №8487 и №8488, установлены правила для временного пребывания иностранных автомобилей на территории Украины и порядок проведения таможенных процедур. Законы предполагают следующие изменения:
Закон предполагает ряд штрафов при нарушении установленного срока пребывания автомобиля без растаможки в Украине. Их размер начинается от 170 до 170 тысяч гривен, в некоторых случаях предполагает конфискацию авто.
Несмотря на массовое недовольство митингующих, первый автомобиль был растаможен по новому порядку 27 ноября. За два дня их количество увеличилось до 15 и продолжает расти. Украинцы спешат воспользоваться льготной акцизной ставкой.
Ситуация на пунктах пропуска нормализовалась 28 ноября после введения военного положения, которое запрещает проведение митингов и массовых акций. Недельные протесты, сопровождающиеся препятствием движения в городах, на международных автомагистралях и таможенных пунктах пропуска, не привели к значимым результатам.
Верховная Рада провела внеочередное собрание в результате массовых страйков. Однако проблемные вопросы, которые поднимают “евробляхеры”, не были решены: в законопроект не внесены требуемые изменения. Вследствие этого, в ближайшее время можно ожидать новую волну протестов.